Среди всех педагогических подходов, имеющих цель сделать обучение математике легким, особое место занимает система Зайцева. Разработанная еще в 80-е годы XX столетия, она не утратила своей популярности и сегодня. Родители и воспитатели, желающие вырастить сообразительных творчески развитых детей, выбирают именно эту методику.

Достоинства и недостатки обучения
Николай Александрович Зайцев – педагог, автор многих инновационных работ, помогающих освоить чтение, грамматику, математику. Имея богатый опыт преподавания, этот выдающийся человек понял, что трудности в учебе многих школьников связаны с пробелами образования в раннем возрасте. Николай Александрович поставил перед собой задачу создать простой, но эффективный способ знакомства малышей со счетом. И это у него отлично получилось.
Один из плюсов методики Зайцева — легкость применения в домашних условиях. Каждая мама способна разобраться в системе обучения и провести все необходимые занятия с дочкой или сыном. При такой подготовке к школе значительно экономятся финансы и время.
Знакомство с математикой по схеме, которую предложил Зайцев, исключает важные минусы традиционного подхода – затянутость и отсутствия интереса у ребенка. Еще один весомый плюс зайцевской системы – это возможность обучать даже маленьких детей. Главная задача – вызвать интерес у крохи. Если подача информации происходит ненавязчиво, в игровой форме, то учеником может стать даже двухлетний малыш, уже научившийся говорить.
Минусом данного подхода является то, что он не совпадает с классическими школьными программами. Однако это не является основанием для того, чтобы не использовать неординарный метод в обучении дошкольников и школьников.

Принципы обучения основам математики
Простая система Зайцева считается щадящей для психики и общего здоровья ребенка. За 20-минутное занятие маленькие почемучки не успевают утомиться, поэтому усвоение материала происходит незаметно. Чтобы математика для детей не казалась сложной и непосильной задачей, уроки построены на определенных принципах. Выделяют пять главных особенностей.
Принцип наглядности
Во время домашних занятий или на уроках в центре дополнительного образования ребенок не просто слушает взрослого, а занимается с наглядными пособиями. Практика показывает, что благодаря этому информация усваивается непоседами на 90%. Помимо инструкции, которая нужна родителю или учителю, полный комплект включает:
- Карточки с числами
- Числовой столб
- Кубики, палочки
- Арифметические схемы

На цветных карточках, которые являются основным наглядным материалом, указаны цифры от 0 до 99. На них видно, из чего состоят числа. Так у «0» поле остается пустым, у «1» закрашивается одна ячейка, а у «5», соответственно — пять. Карточки составляются в ленты и таблицы. Их развешивают таким образом, чтобы ребенок видел их постоянно.
Принцип игры
Это один из ключевых моментов методики. На занятиях взрослый постоянно использует занимательные задачки, фокусы, ребусы, головоломки. Каждое сюжетное занятие в виде игры имеет свое название, например:
- Поездка в лес
- У кого больше?
- Путешествие в прошлое
- Где чей гараж?
- В какой квартире Винни-Пух и Пятачок?
- Угадай и найди
- Поймай пару
- Найди клад
Эти «ухищрения» помогают удержать интерес малыша, пробудить в нем энергию исследователя. Дети, увлеченные игрой-учебой, даже не замечают, как проходит время занятия.
Принцип последовательности
Сначала маленькие таланты учатся считать. Они изучают цифры до 10. На этом этапе уже можно начинать складывать и вычитать. Затем переходят к счету до 100 и, наконец, до 1000. После этого приступают к сложным действиям. С помощью взрослого ученики осваивают таблицу умножения. В рамках программы ребенок знакомится с геометрическими фигурами, планиметрией, стереометрией.

Принцип повторения
Чтобы подготовка к школе шла планомерно и гладко, необходимо регулярное повторение пройденного материала. Даже если уроки проходят в стенах учебного заведения, на плечи родителей ложится доля ответственности, поскольку освоение математических премудростей должно продолжаться и дома.
Принцип группового обучения
Знакомство ребенка с основами арифметики и углубление знаний в этой области может проходить как в индивидуальном порядке, так и в коллективе. Однако многолетний опыт показывает, что эффект от учебы гораздо выше, когда детки занимаются в группе. Именно поэтому многие центры дошкольной подготовки и детсады активно используют популярную систему.
Варианты пособий методики Зайцева
Базовое пособие методики Зайцева – это «Стосчет». Его используют для знакомства с цифрами, числами. Оно необходимо для проведения многих игр и решения головоломок. Когда ребенок уже легко справляется с элементарными примерами в рамках первой сотни, наступает очередь других пособий.
Например, на помощь приходит разработка «Мне в сотне тесно». С помощью нее дети знакомятся с числами, которые превышают 100, но укладываются в 1000. Далее по сложности следует материал «Тысяча плюс», «Пять в кубе». Последнее пособие предназначено для совершенствования логики и мышления. В нем используется абстрактное изображение чисел и действий. Для работы с таблицей умножения и дробями предназначено пособие «Пифагор». Когда время доходит до основ геометрии и планиметрии, на помощь приходят «Платоновы тела» и «Орнамент».


Зайцевская методика успела доказать свою востребованность и эффективность. Используя эту уникальную педагогическую систему, можно не только привить ребенку любовь к математике, но заложить основу для развития логического и творческого ума.