Подготовка ребенка к первому классу. Основные критерии.

Первый класс – ответственный период в жизни детей. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок легко адаптировался в новом коллективе, успешно осваивал новую информацию, проявлял интерес к учебе. Успех во многом зависит от того, насколько ребенок готов к школе. Подготовка рабенка к первому классу определяется несколькими критериями.

Уровень знаний и навыков

Этот показатель выходит на одно из первых мест. Хотя программа первого класса нацелена на обучения 6-7-летнего ребенка чтению, счету и письму, многие школы предъявляют определенные требования в этих вопросах. Для определения уровня подготовки к первому классу дошкольников тестируют. Такая проверка вызывает определенные волнения у родителей, хотя ничего сложного и неординарного тесты не включают.

В любом случае ребенку не могут отказать в приеме в школу на основании плохих результатов тестирования. Эта работа больше необходима самим педагогам. Она помогает сформировать классы с учетом уровня подготовки детей.

Базовый набор знаний, которым должен владеть ребенок перед поступлением в первый класс, включает личные сведения, общие понятия, основы математики и чтения.

 Дошкольник считается подготовленным, если он знает:

• Свои и родительские данные (ФИО).
• Профессии родителей.
• Адрес проживания, телефон.
• Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
• Времена года, дни недели.
• Явления природы.
• Элементарные правила дорожного движения.
• Геометрические фигуры.
• Русский алфавит.


Не менее важны начальные навыки анализа, систематизации, логики. Отлично, если к семи годам ребенок умеет:

• Классифицировать и обобщать разные предметы.
• Считать от 1 до 10, включая обратный порядок.
• Сравнивать между собой цифры.
• Отличать гласные и согласные звуки.
• Разделять слово на слоги.
• Подбирать слова на заданную букву.
• Правильно держать в руке карандаш.
• Точно обводить рисунок по контуру.
• Дорисовывать зеркальную половину картинки.
• Проводить прямые, прерывистые, волнистые линии.
• Рисовать простые фигуры.
• Аккуратно заштриховывать контур.
• Делать аппликацию.

Меньше всего требований предъявляется к написанию букв и слов. Владение ручкой относится к разряду сложных навыков, этому мастерству обычно учат именно в первом классе. Педагоги профессионально обучают детей письму. Но претендент на школьную парту к моменту поступления в первый класс должен уметь обращаться с письменными инструментами: держать их в руке, проводить линии и контролировать их длину.

Психологическая готовность к школе

Часто родители не хотят упускать год и отдают сына или дочь в школу до наступления семи лет. Шестилетний ребенок вполне может владеть базовыми знаниями и умениями. Если с дошкольником занимались дома или на дополнительных занятиях, он может легко читать и писать. Однако это не гарантирует его психологической готовности к школе.

Чтобы оценить достаточность подготовки ребенка, можно обратиться в психолого-медико-педагогический центр. В диагностике обычно участвуют разные специалисты: социальный педагог, логопед, детский психолог. Профессионалы помогают не только определить уровень готовности ребенка, но и дают советы, как улучшить процесс подготовки.

При желании родители могут самостоятельно составить психологическую характеристику своему сыну или дочери. Для этого необходимо взять за основу несколько критериев:

  • Умение концентрироваться. Дошкольник готов к первому классу, если он способен определенное время удерживать внимание на одной теме или предмете. Импульсивное «перескакивание» с рисования на игру в машинки говорит о его незрелости. Это нормально для малышей, но неприемлемо для школьников.
  • Социальное взаимодействие. Находясь в коллективе, ребенок должен уметь общаться со сверстниками и наставниками. Это проявляется в способности находить решение, высказывать свое мнение, обращаться за помощью, ориентироваться в новых условиях.
  • Развитие речи. Подготовленный первоклассник знает минимум 1500-2000 слов, свободно пересказывает рассказ, помнит несколько стихотворений. Ребенок должен уметь грамотно изъясняться, выражать свои мысли, ставить вопрос, понимать чужую просьбу.
  • Навыки самообслуживания. Отлично, если к семи годам девочки и мальчики умеют планировать свое время, приводить в порядок рабочее место, поддерживать опрятность и аккуратность в вещах.

Уровень здоровья

Подготовка ребенка к первому классу должна оцениваться не только на основе интеллектуальных и психологических аспектов. Всегда необходимо обращать внимание и на общее состояние здоровья ребенка. В первую очередь следует оценить физическое развитие и иммунный статус организма. Обучение в школе закономерно сопровождается повышением нагрузки, что может негативно сказаться на болезненном малыше.

Частые пропуски по болезни могут спровоцировать плохую успеваемость, психологический стресс, сложную адаптацию в коллективе. Если шестилетка часто болеет (до 5 раз в год и более), стоит подумать о переносе поступления в первый класс на будущий год.

Особое внимание также уделяют детям с хроническими заболеваниями и гиперактивностью. Физиологическая готовность к школе может быть определяющим фактором при решении судьбы дошкольника, не достигшего полных 7 лет.

Подготовка к первому классу – это целый комплекс мероприятий, который дети проходят при помощи родителей. Важное значение уделяется и самооценке ребенка, его стремлению к получению знаний. Легкое вхождение в школьный режим – это всегда залог успешной учебы, поддержания оптимизма, развития коммуникативных навыков у ребенка.

 Поэтому, дорогие родители, не торопитесь отдавать ребенка во взрослый мир. Любите его, поддерживайте, и тогда школьное время принесет и ребенку и вам незабываемые радостные моменты!