Эйдетика. Развитие памяти у детей.

Дети отличаются прекрасной памятью. Они быстро запоминают рифмы, названия. Однако и у них случаются проблемы с воспроизведением некогда заученной и знакомой информации. Чтобы сформированная между нейронами связь не угасала, и дети легко вспоминали материал, вам на помощь придет эйдетика.

Что такое эйдетика

Явление под названием «эйдетизм» присуще детям с рождения. Отчасти оно связано со зрительной памятью. Ребенок мыслит абстрактно, в его голове возникают образы, которые помогают запомнить информацию. И чем большими свойствами наделен воображаемый объект или ситуация, тем крепче он сохраняется в памяти.

Считается, что первые упоминания о феномене эйдетизма появились в 1907 году. Их автор – ученый из Сербии В. Урбанчич. Далее эстафета была подхвачена немецкими исследователями под руководством Э. Йенша. Результаты их работы показали, что 40% детей в возрасте от 8 до 15 лет являются выраженными эйдетиками, а оставшиеся 60% обладают скрытым эйдетизмом. Анализ взрослой части общества установил, что этот показатель с возрастом снижается до 7%. Начинается процесс угасания образной памяти уже в школьные годы.

Психологи и ученые высказывают предположение, что явление снижения значения эйдетизма связано с увеличением объема информации, которую получает человек с возрастом. Если в детстве ребенок вынужден для восприятия и запоминания сказки создавать свои мысленные картинки, то по мере взросления эта необходимость отпадает. Обилие фильмов, компьютерных игрушек, бездумное механическое заучивание стихов провоцирует отказ от образного мышления.

Сложность запоминания новой информации заключается не в «записи ее в мозговые структуры», а в воспроизведении. Разработанные методы эйдетики направленны на то, чтобы человек смог составить нужную цепочку из разрозненных и порой несвязанных элементов. В итоге должна получиться целостная картина. Смысл образного мышления заключается в возможности мысленно представить нужный объект, исходя из уже знакомых элементов. Далее память самостоятельно «вытащит» нужную информацию.

Принципы эйдетики

Чтобы эффективно пользоваться образной памятью, необходимо манипулировать уже знакомыми понятиями, образами, явлениями. Например, малышу, который еще не знаком с цифрами, сложно запомнить телефонный номер. Цифры являются для него незнакомыми значками, которые не несут никакого смысла, поэтому они не инициируют в голове никаких образов. Очень важно постоянно пополнять познания ребенка о мире, расширяя его кругозор и знания.

Принцип ассоциации очень полезен для тренировки и развития памяти у детей. Он помогает в запоминании сложных и непонятных на первый взгляд слов. Такой подход применим в изучении школьных дисциплин. Термин раскладывают на составные части и каждую связывают с уже знакомым объектом.

Помогает также создание ассоциативных цепочек. Этот прием применим, если нужно запомнить последовательный ряд слов, которые на первый взгляд не связаны между собой. Перед ребенком ставится задача придумать маленький рассказ или историю, в которой будут использованы все указанные слова в заданной последовательности.

Эйдетика в играх.

Например, ребенку дается задание запомнить ряд: полюс, гусь, бабочка, рама, шапка. Его рассказ может выглядеть таким образом: «На холодном северном полюсе, среди льдин сидел пушистый серый гусь. Вдруг, он увидел огромную желтую бабочку, которая вылетела из открытой рамы соседнего домика. Полярник, который жил в этом доме, выбежал и стал ловить ее большой меховой шапкой».

Придуманный сюжет запоминается в голове как единая картина. При мысленном ее воспроизведении весь порядок слов всплывает сам собой. При этом чем больше описательных прилагательных будет использовано около каждого заданного слова, тем прочнее запоминание.

Заучивание стихов и танцев

Рифмованные четверостишья или сказки, праздничные поздравления – набор для воспроизведения ребенком литературного творчества может быть самым разнообразным. Далеко не всем детям это ремесло дается с легкостью. Чтобы облегчить запоминание стихов также можно применять методы эйдетики.

Главное, что необходимо сделать ребенку – это создать картину в голове, которая отображает действия или объекты в стихотворении. Визуализация произведения помогает запомнить фразы. Подкрепить заучивание можно с помощью рисования. Ребенку предлагают нарисовать красками, карандашами, фломастерами образ или последовательные сюжеты, которые отражены в стихотворении.

Не менее сложным для многих детей является освоение танцев. Запомнить последовательность всех движений и не сбиться – задача не из легких. Взрослые могут помочь танцору, если предложат ему вообразить, что хлопнув в ладоши, он убил комара, а прыгнув на месте, он попытался достать до потолка. Каждому танцевальному па присваивают какое-то известное для малыша действие: поворот головы – посмотрел, кто пришел; наклон туловища – проверил цвет туфель и так далее.

Эйдетика напрямую связана с фантазией. При взрослении эта уникальная особенность исчезает. Но дети еще в полной мере готовы придумывать мысленные картины и сюжеты. Ценное свойство обязательно стоит использовать для развития у детей не только памяти, но и внимания. Головной мозг долго хранит ассоциативные связи и цепочки, поэтому способен выдавать информацию даже тогда, когда кажется, что она стерлась.